Профилактика дорожно-транспортного и бытового травматизма

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 2016 года ежегодно в результате дорожно-транспортных аварий умирает около 1,25 миллиона человек. Дорожно-транспортные травмы (далее – ДТП) являются основной причиной смерти молодых людей в возрасте 15-29 лет. Более 90% случаев смерти на дорогах происходит в странах с низким и средним уровнем дохода, несмотря на то, что на эти страны приходится примерно половина всех транспортных средств в мире. Половина людей, умирающих на дорогах мира, являются "уязвимыми пользователями дорог" — это пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты. По прогнозам, при бездействии число дорожно-транспортных происшествий будет расти, и к 2030 году они станут седьмой по значимости причиной смерти.

Лица, пострадавшие в результате дорожно-транспортных травм, их семьи и страны в целом несут значительные экономические убытки. Эти убытки связаны со стоимостью лечения (включая реабилитацию и расследование аварии), а также со сниженной/утраченной продуктивностью (например, потери в зарплате) тех, кто погиб или стал инвалидом из-за полученных травм, и членов их семей, которым необходимо время, свободное от работы (или школы), для ухода за родственниками, получившими травмы. Глобальных оценок издержек, связанных с травмами, немного, но исследования, проведенные в 2010 году, позволяют предположить, что ДТП обходятся странам примерно в 3% их валового национального продукта. Этот показатель возрастет до 5% в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода.

Травмы (дорожно-транспортный травматизм, утопления, ожоги, падения и отравления) являются одной из трех основных причин смерти и инвалидности среди детей в возрасте 5-15 лет. Снижение количества ДТП составило 5% (до 13 тыс.), в том числе погибших на 4,3% (до 1,7 тыс.) и раненых на 3% (до 16,9 тыс.). Снижение средней скорости на 5% может способствовать уменьшению числа смертельных аварий на 30%. Сиденья для детей и дополнительные приспособления (подушки) могут снизить смертность детей от 54 до 80% в случае аварии.

В результате регулярно проводимых масштабных профилактических мероприятий «Безопасная дорога», «Автобус», «Внимание - дети!» и др., возросла выявляемость нарушений Правил дорожного движения на 0,5% (до 1 млн.687 тыс.). В результате принятых мер, в течение последних трех лет, несмотря на продолжающийся рост автотранспортных средств (+8%, до 4,5млн.) в стране, наблюдается устойчивая тенденция снижения показателей аварийности.

Социальная значимость проблемы детского дорожно-транспортного и бытового травматизма очевидна и решение этой проблемы находится в пограничной зоне между традиционной медициной, знающей, что нужно предпринять и педагогическими науками, знающими, кого и как следует обучать или предостеречь. Характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.